Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была сегодня 12:07
Фотоальбом

Макс Хаазе. Таинственный художник

YAL-L21
16 33

Будучи в Серпуховском музее, я открыла для себя одного очень интересного художника — Макса Хаазе. Человека — загадку и художника — мистика.

Его творчество и жизнь окутаны ореолом тайны. Для широкой публики он был открыт после смерти, которая оказалась смертью художника, но не человека, создавшего миф о творце.

Настоящее имя художника — Михаил Михайлович Занегин. Родился 31 января 1938 года в Москве, в семье военного. В 1941 году его отец был призван на фронт и в том же году погиб. Мать, Анна Степановна, овдовев и оставшись с двумя малолетними детьми, познала все тяготы военных и послевоенных лет. В 1955 году 17-летний Михаил начал свою трудовую деятельность, поступив на работу в должности аппаратчика в НИИ железнодорожного транспорта. Но в 1957 году, побывав на Фестивальной выставке, почувствовал непреодолимое желание стать художником.

Мастерство постигал самостоятельно, запоем читая книги в Ленинке, и взял лишь несколько уроков в художественных студиях. О его работах знали лишь самые близкие люди. Свои работы он никому не показывал, никогда самостоятельно их не выставлял и не продавал. Получив грубый отказ от некоего галериста, сказавшего ему дословно следующее: «Можете даже не разворачивать, это сегодня никому не нужно», — художник был морально уничтожен.

И только тогда, когда Михаил Занегин стал Максом Хаазе, его работы были представлены широкой публике (псевдоним был взят намеренно, чтобы не испытывать больше унижения и боли — это была ещё одна из многих мистификаций, сопровождавших всю жизнь художника).

Творчество художника поистине уникально: в работах прослеживается бесконечный поиск различных техник исполнения или воплощения, замыслов, творческого решения; удивительное разнообразие работ — от живописи, графики, рельефов усложненной техники до создания великолепных горельенов — рельефных тканых панно (рельеф + гобелен). Эти подлинные произведения искусства свидетельствуют о высшей степени одаренности художника.

Работы Хаазе производят огромное впечатление! Необычный стиль художника позволил назвать его русским Сальвадором Дали. Работы балансируют на грани между сном и явью. Его работы наполнены загадками, отгадывание которых захватывает зрителя. Рассматривая работы художника, и в самом деле убеждаешься, что «…красота вечна, и она может облекаться в тысячу форм…" (П. Гоген).

Творчество Макса Хаазе можно оценивать по-разному: спорить, восхищаться, принимать или не принимать; не признать — нельзя, ибо художнику был дан талант.

Коллекция работ Макса Хаазе в собрании Серпуховского историко-художественного музея наиболее полно раскрывает разные грани этого своеобразного художника.

Вся коллекция художника передана в дар музею его другом и музой Ниной Тихоновой.

В альбоме выкладываю работы, произведшие на меня наибольшее впечатление.

Слева направо: 
УРНА ШВИТТЕРСА. 1975 г. (картон, коллаж, темпера).
МОРЕ. 1976 г. (картон, коллаж, темпера).
Слева направо: УРНА ШВИТТЕРСА. 1975 г. (картон, коллаж, темпера). МОРЕ. 1976 г. (картон, коллаж, темпера).
Слева направо: ИРИСЫ. 1981 г. Цикл «Ирисы» состоит из нескольких работ, где повторяющимся мотивом является изображение ирисов и окна, откуда открывается вид на город. Макса Хаазе интересуют пограничные состояния предметов и людей: вся в целом серия показывает переход от статики к движению и от целостности к разрушению: ирреальность изображаемого наводит на мысль о связи пространства и времени.

БОЛЬШОЙ ШЛЕМ. 1977 (1978?) г. «Большой шлем» — максимально возможная взятка в бридже и висте — карточных играх. По-видимому, героиня картины выигрывает не только в игре, но и в жизни. Её трансформирующийся облик мистическим образом возникает и на картах из колоды, и в многочисленных отражениях, слегка меняясь в деталях.
Слева направо: ИРИСЫ. 1981 г. Цикл «Ирисы» состоит из нескольких работ, где повторяющимся мотивом является изображение ирисов и окна, откуда открывается вид на город. Макса Хаазе интересуют пограничные состояния предметов и людей: вся в целом серия показывает переход от статики к движению и от целостности к разрушению: ирреальность изображаемого наводит на мысль о связи пространства и времени. БОЛЬШОЙ ШЛЕМ. 1977 (1978?) г. «Большой шлем» — максимально возможная взятка в бридже и висте — карточных играх. По-видимому, героиня картины выигрывает не только в игре, но и в жизни. Её трансформирующийся облик мистическим образом возникает и на картах из колоды, и в многочисленных отражениях, слегка меняясь в деталях.
Слева направо: ВЕСНА. 1981 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, коллаж, темпера). ЛЕТО. 1981 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера, авторская техника).
Слева направо: ВЕСНА. 1981 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, коллаж, темпера). ЛЕТО. 1981 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера, авторская техника).
Слева направо: ОСЕНЬ. 1982 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера, авторская техника). ЗИМА. 1980 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера).
Слева направо: ОСЕНЬ. 1982 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера, авторская техника). ЗИМА. 1980 г. Из цикла "Времена года". (оргалит, бумага, гипс, темпера).
Цикл "Времена года".
Цикл "Времена года".
Слева направо: АВТОПОРТРЕТ. РАЗЛУКА. 1982 г. (оргалит, темпера, лак). СКРИПКА. Коллаж. (картон, фанера, гипс ((барельеф)), текстиль, темпера, авторская техника). ОРГАН. 1977 г. (оргалит, темпера, лак) Хаазе часто обращается к музыке. Будучи альтер-эго Михаила Занегина, который любил органную музыку и часто посещал концерты, художник воплощает музыкальные мотивы в живописном полотне, населенные различными бесплотными существами, которые то ли ведут борьбу между собой, то ли исполняют некий танец.
Слева направо: АВТОПОРТРЕТ. РАЗЛУКА. 1982 г. (оргалит, темпера, лак). СКРИПКА. Коллаж. (картон, фанера, гипс ((барельеф)), текстиль, темпера, авторская техника). ОРГАН. 1977 г. (оргалит, темпера, лак) Хаазе часто обращается к музыке. Будучи альтер-эго Михаила Занегина, который любил органную музыку и часто посещал концерты, художник воплощает музыкальные мотивы в живописном полотне, населенные различными бесплотными существами, которые то ли ведут борьбу между собой, то ли исполняют некий танец.
БУКЕТ. 1972 г. (картон, темпера)
БУКЕТ. 1972 г. (картон, темпера)
Слева направо: GANON. 1990 г. (бумага, тушь чёрная, рапидограф, аэрограф). ЛЕСТЕР. 1992 г. (бумага, тушь цветная, рапидограф, тиснение). Лестер — работа из целого цикла графически листов, посвященных выдающимся джазовым музыкантам. Лестер Янг — американский тенор-саксофонист и кларнетист, один из крупнейших музыкантов эпохи 1930-1950-х. ДЖАНГО. 1992 г. (бумага, тушь чёрная, рапидограф).
Слева направо: GANON. 1990 г. (бумага, тушь чёрная, рапидограф, аэрограф). ЛЕСТЕР. 1992 г. (бумага, тушь цветная, рапидограф, тиснение). Лестер — работа из целого цикла графически листов, посвященных выдающимся джазовым музыкантам. Лестер Янг — американский тенор-саксофонист и кларнетист, один из крупнейших музыкантов эпохи 1930-1950-х. ДЖАНГО. 1992 г. (бумага, тушь чёрная, рапидограф).
Слева направо: ТРИ ВОЗРАСТА. 19882 г. (оргалит, темпера, рельеф). НИНА. 1982 г. Авторская техника. (оргалит, темпера). ЦВЕТОЧНИЦА. 1983 г. (оргалит, темпера, лак, рельеф)
Слева направо: ТРИ ВОЗРАСТА. 19882 г. (оргалит, темпера, рельеф). НИНА. 1982 г. Авторская техника. (оргалит, темпера). ЦВЕТОЧНИЦА. 1983 г. (оргалит, темпера, лак, рельеф)
НИНА. 1982 г. Фрагмент.
НИНА. 1982 г. Фрагмент.
НАТЮРМОРТ С ПИЛОКАРПУСОМ. 1976 г. (картон, темпера, лак). Натюрморт заставляет вспомнить о голландском натюрморте 17 века, и в частности о «ванитас» — картине на тему бренности всего земного. Как и натюрморт голландцев, Хаазе населяет свою работу насекомыми, и включает в композицию череп. Однако, в отличии от своих предшественников, художник тщательно «прячет» череп в середину букета. Обращает на себя внимание и ваза, своими очертаниями напоминающая человеческий торс.
НАТЮРМОРТ С ПИЛОКАРПУСОМ. 1976 г. (картон, темпера, лак). Натюрморт заставляет вспомнить о голландском натюрморте 17 века, и в частности о «ванитас» — картине на тему бренности всего земного. Как и натюрморт голландцев, Хаазе населяет свою работу насекомыми, и включает в композицию череп. Однако, в отличии от своих предшественников, художник тщательно «прячет» череп в середину букета. Обращает на себя внимание и ваза, своими очертаниями напоминающая человеческий торс.
НЕЖНОСТЬ. 1972 г. (картон, темпера, лак).
НЕЖНОСТЬ. 1972 г. (картон, темпера, лак).
МУЗЫКА. 1978 г. (картон, темпера, лак).
МУЗЫКА. 1978 г. (картон, темпера, лак).

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому