Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была вчера 22:23

До 23 июля 2023 г. в ГНИИ им. А. С. Пушкина проходит выставка «Золото Сарматских вождей», на которой впервые широкой публике представлены уникальные памятники Филипповских курганов — наследие кочевников-сарматов.

Сарматы — древний кочевой народ, заселявший обширные пространства степной полосы Евразии от Уральских гор до Дуная. Наименование сарматы известно нам из письменных источников, так древние авторы называли кочевников, проживавших в степях к востоку, и к западу от Танаиса (Дона). В научной литературе этноним сарматы используется для обозначения группы кочевых ираноязычных племен, живших в VII  в. до н. э. — IV  в. н. э. в степной полосе Восточной Европы, Средней Азии и Приуралья, и объединенных общей археологической культурой.

Сарматы были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений. Информацию о социальном устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях сарматов мы имеем только благодаря раскопкам их некрополей.

Филипповские курганы — комплекс из 29 курганов возле села Филипповка Илекского района Оренбургской области. Здесь археологами были обнаружены сенсационные находки: множество предметов из золота, в том числе золотые фигурки оленей. Сегодня обнаруженные артефакты хранятся в Эрмитаже, в Башкирском музее археологии и этнографии и стали частью постоянной выставки «Сокровища сарматских вождей» в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее.

На основе этих находок также были созданы выставки, которые побывали в Музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в «Палаццо Реаль» в Милане, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном Историческом музее в Москве.

И вот теперь выставка открыта в ГНИИ им. Пушкина. Уникальность выставки в Пушкинском в том, что здесь впервые экспонируются некоторые предметы, которые не выставлялись даже в самих музеях и были известны только узкому кругу специалистов. Конечно, я не расскажу обо всех экспонатах, только о самых, на мой взгляд, интересных.

Давайте пройдём и посмотрим на произведения искусства древних кочевников.
Давайте пройдём и посмотрим на произведения искусства древних кочевников.
Первое, что нас встречает на выставке – памятники, которые и были обнаружены первыми — знаменитые золотые олени.
Сами олени были выполнены из дерева – из берёзы и ивы, и сверху по вырезанной деревянной фигурке покрыты тончайшими пластинами из золота и серебра. Пластинки были прибиты к дереву с помощью бронзовых гвоздиков. Благодаря тому, что дерево было покрыто металлом, оно сохранилось до нашего времени.
Первое, что нас встречает на выставке – памятники, которые и были обнаружены первыми — знаменитые золотые олени. Сами олени были выполнены из дерева – из берёзы и ивы, и сверху по вырезанной деревянной фигурке покрыты тончайшими пластинами из золота и серебра. Пластинки были прибиты к дереву с помощью бронзовых гвоздиков. Благодаря тому, что дерево было покрыто металлом, оно сохранилось до нашего времени.
Интересно, что чем выше отделка к рогам оленя, тем в сплаве больше золота, чем ниже – больше серебра. Постамент полностью покрыт серебряными пластинами.
Конечно, золотые олени не точная копия оригинального животного, а очень сильно стилизованное изображение и, что характерно для искусства кочевого стиля – отдельные части фигуры животного чрезмерно преувеличены. Например, морда оленя и, конечно же – рога.
Интересно, что чем выше отделка к рогам оленя, тем в сплаве больше золота, чем ниже – больше серебра. Постамент полностью покрыт серебряными пластинами. Конечно, золотые олени не точная копия оригинального животного, а очень сильно стилизованное изображение и, что характерно для искусства кочевого стиля – отдельные части фигуры животного чрезмерно преувеличены. Например, морда оленя и, конечно же – рога.
У древних индоиранских племён было особое представление о мире – мир состоит из трёх частей: подземный, земной и небесный. По одной из версий, для каждого из этих миров соответствовал свой вид животного.
Подземный мир – мир смерти — и ему соответствуют хищники, земной мир – мир людей и травоядных животных, и небесный мир – это птицы. Когда человек умирает, он должен отправиться из срединного мира в загробный и ему необходим проводник, который поможет ему совершить это путешествие. Так вот, олени, которые были найдены не в самом погребении, а в тайнике рядом с погребальной камерой и по-видимому использовались неоднократно, и были теми проводниками в мир иной.

Почему именно олени? Если приглядеться повнимательнее, то золотые фигурки оленей соответствуют всем признакам животных, обитающих в трёх мирах: сам олень – травоядный, но на мордочке можно увидеть стилизованное изображение клыков, т. е. здесь присутствует и подземный мир.
У древних индоиранских племён было особое представление о мире – мир состоит из трёх частей: подземный, земной и небесный. По одной из версий, для каждого из этих миров соответствовал свой вид животного. Подземный мир – мир смерти — и ему соответствуют хищники, земной мир – мир людей и травоядных животных, и небесный мир – это птицы. Когда человек умирает, он должен отправиться из срединного мира в загробный и ему необходим проводник, который поможет ему совершить это путешествие. Так вот, олени, которые были найдены не в самом погребении, а в тайнике рядом с погребальной камерой и по-видимому использовались неоднократно, и были теми проводниками в мир иной. Почему именно олени? Если приглядеться повнимательнее, то золотые фигурки оленей соответствуют всем признакам животных, обитающих в трёх мирах: сам олень – травоядный, но на мордочке можно увидеть стилизованное изображение клыков, т. е. здесь присутствует и подземный мир.
Что же касается небесного мира, то он тоже здесь представлен – на самом верху оленьих рогов, в самой последней их части, можно увидеть маленькие головы с большими острыми клювами. Это стилизация птиц, которые в научной среде часто называют сарматскими грифонами.
То есть фигурка оленя – это некий медиатор, который путешествует между мирами и сопровождает умершего человека.
Что же касается небесного мира, то он тоже здесь представлен – на самом верху оленьих рогов, в самой последней их части, можно увидеть маленькие головы с большими острыми клювами. Это стилизация птиц, которые в научной среде часто называют сарматскими грифонами. То есть фигурка оленя – это некий медиатор, который путешествует между мирами и сопровождает умершего человека.
На выставке представлены также несколько видов ритуальных сосудов.
Ритуальная чаша в виде медведя с золотыми накладками. Оригинальная чаша была деревянная, но дерево не сохранилось, поэтому для наглядности реставраторы изготовили имитацию из полимерной глины.
Существует предположение, что этот медведь у сарматов был связан с чуть более древними представлениями о мире, чем олень и, возможно, это изображение некоего тотемного животного.
На выставке представлены также несколько видов ритуальных сосудов. Ритуальная чаша в виде медведя с золотыми накладками. Оригинальная чаша была деревянная, но дерево не сохранилось, поэтому для наглядности реставраторы изготовили имитацию из полимерной глины. Существует предположение, что этот медведь у сарматов был связан с чуть более древними представлениями о мире, чем олень и, возможно, это изображение некоего тотемного животного.
Интересно, что голова медведя на сосуде разломана пополам, но это не случайно. Согласно представлениям некоторых народов, через образ изображаемого животного его характеристики передаются тому, кто этим образом владеет. То есть, чтобы стать таким же быстрым, как олень, или таким же сильным, как медведь, необходимо изобразить его на одежде, на оружии и других предметах. В том числе, можно изобразить его в виде чаши, из которой, выпивая напиток, человек получал и силу, и защиту этого животного. Но магический образ по представлению многих древних народов после исполнения ритуала нёс для обладателя изображения некую опасность, поэтому после ритуала образ необходимо было уничтожить.
Интересно, что голова медведя на сосуде разломана пополам, но это не случайно. Согласно представлениям некоторых народов, через образ изображаемого животного его характеристики передаются тому, кто этим образом владеет. То есть, чтобы стать таким же быстрым, как олень, или таким же сильным, как медведь, необходимо изобразить его на одежде, на оружии и других предметах. В том числе, можно изобразить его в виде чаши, из которой, выпивая напиток, человек получал и силу, и защиту этого животного. Но магический образ по представлению многих древних народов после исполнения ритуала нёс для обладателя изображения некую опасность, поэтому после ритуала образ необходимо было уничтожить.
Сосуд с двумя ручками в виде фигурок архаров: золото; выколотка; литьё; пайка.
Потрясающий иранский сосуд, который был привезён сарматами из одного из своих походов. Он тоже был найден в одной из погребальных камер.
Сосуд с двумя ручками в виде фигурок архаров: золото; выколотка; литьё; пайка. Потрясающий иранский сосуд, который был привезён сарматами из одного из своих походов. Он тоже был найден в одной из погребальных камер.
Ещё один очень интересный сосуд состоит из двух материалов – серебра и золота. Соединение этих двух материалов символизирует два света – лунный и солнечный, день и ночь, жизнь и смерть. Мы видим, как будто два сосуда соединены вместе, спаяны одной стенкой, но на самом деле, это не так. Это единая чаша.
Ещё один очень интересный сосуд состоит из двух материалов – серебра и золота. Соединение этих двух материалов символизирует два света – лунный и солнечный, день и ночь, жизнь и смерть. Мы видим, как будто два сосуда соединены вместе, спаяны одной стенкой, но на самом деле, это не так. Это единая чаша.
Кроме оленей, медведей и баранов у южно-уральских сарматов встречается ещё и изображение верблюдов. Один из предметов, найденных непосредственно в погребальной камере – часть конской сбруи.
Здесь изображены два дерущихся верблюда и, предполагают, что данный предмет происходит из Ирана, так как сами сарматы изображали верблюдов несколько иначе.
Кроме оленей, медведей и баранов у южно-уральских сарматов встречается ещё и изображение верблюдов. Один из предметов, найденных непосредственно в погребальной камере – часть конской сбруи. Здесь изображены два дерущихся верблюда и, предполагают, что данный предмет происходит из Ирана, так как сами сарматы изображали верблюдов несколько иначе.
Например, на предмете, назначение которого до сих пор не ясно, существует изображение верблюда, а также птицы и волка. В данном случае стилизация животного указывает на то, что изготовлен предмет был именно сарматами.
Например, на предмете, назначение которого до сих пор не ясно, существует изображение верблюда, а также птицы и волка. В данном случае стилизация животного указывает на то, что изготовлен предмет был именно сарматами.
На выставке представлено множество предметов с изображением кошачьих.
Сосуд в виде головы хищника и оковками с изображением лап хищника и голов грифонов.
На выставке представлено множество предметов с изображением кошачьих. Сосуд в виде головы хищника и оковками с изображением лап хищника и голов грифонов.
Нашивки с изображением сцен терзания пантерой сайгака: золото, штамповка, пайка.
Нашивки с изображением сцен терзания пантерой сайгака: золото, штамповка, пайка.
Нашивки в виде фигур лежащих кошачьих хищников: золото, литьё (?), штамповка, гравировка, инкрустация, пайка, техника зерни.
Нашивки в виде фигур лежащих кошачьих хищников: золото, литьё (?), штамповка, гравировка, инкрустация, пайка, техника зерни.
Тут же представлены великолепно выполненные украшения, оканчивающиеся изображением различных животных. 
Браслеты омеговидные с заведёнными окончаниями в виде фигур архаров: золото, фритта; литьё, гравировка, инкрустация.
Тут же представлены великолепно выполненные украшения, оканчивающиеся изображением различных животных. Браслеты омеговидные с заведёнными окончаниями в виде фигур архаров: золото, фритта; литьё, гравировка, инкрустация.
Гривна с окончаниями в виде фигур лежащих пантер: золото; литьё, гравировка.
Гривна с окончаниями в виде фигур лежащих пантер: золото; литьё, гравировка.
Украшение (сакральный символ) с фигуркой кабана и привесками в форме личин духов и плодов: золото, фритта; стекло, минералы группы пирита; перегородчатая инкрустация (клуазоне), гравировка, резьба, пайка.
Украшение (сакральный символ) с фигуркой кабана и привесками в форме личин духов и плодов: золото, фритта; стекло, минералы группы пирита; перегородчатая инкрустация (клуазоне), гравировка, резьба, пайка.
Подвески, декорировавшие обшлага рукавов платья: золото; сердолик, минералы группы пирита, фритта; литьё, пайка, перегородчатая инкрустация, техника зерни.
Подвески, декорировавшие обшлага рукавов платья: золото; сердолик, минералы группы пирита, фритта; литьё, пайка, перегородчатая инкрустация, техника зерни.
В Филипповских курганах найдено много предметов иранского происхождения. Это связано не только с набегами сарматов, но и с тем, что, согласно некоторым источникам, среди кочевников были и наёмники и, вероятно, драгоценные предметы были получены в качестве оплаты.
Так, например, античные историки писали, что в сражении с Александром Македонским царь Дарий призывал в своё войско огромное количество кочевников, среди которых были и сарматы.
Серебряный кувшин – один из таких предметов. Его ручка выполнена в виде козла с крыльями, которые превращают животное в фантастическое существо: серебро; литьё, чеканка, гравировка, пайка.
В Филипповских курганах найдено много предметов иранского происхождения. Это связано не только с набегами сарматов, но и с тем, что, согласно некоторым источникам, среди кочевников были и наёмники и, вероятно, драгоценные предметы были получены в качестве оплаты. Так, например, античные историки писали, что в сражении с Александром Македонским царь Дарий призывал в своё войско огромное количество кочевников, среди которых были и сарматы. Серебряный кувшин – один из таких предметов. Его ручка выполнена в виде козла с крыльями, которые превращают животное в фантастическое существо: серебро; литьё, чеканка, гравировка, пайка.
Потрясающее серебряное зеркало, часть которого с разнообразными элементами украшения была сделана иранскими мастерами, при этом ручка из золота к нему изготовлена по сарматскому заказу: золото, серебро, бронза; литьё, тауширование, плакировка, гравировка, полировка.
Потрясающее серебряное зеркало, часть которого с разнообразными элементами украшения была сделана иранскими мастерами, при этом ручка из золота к нему изготовлена по сарматскому заказу: золото, серебро, бронза; литьё, тауширование, плакировка, гравировка, полировка.
В центральной части зеркала размещена священная птица Авесты Варагн, а вокруг расположены крылатые быки. Образ быка характерен именно для иранской культуры. А вот на ручке видны «летящие» олени с длинными завитыми рогами, что указывает на сарматские племена.
В центральной части зеркала размещена священная птица Авесты Варагн, а вокруг расположены крылатые быки. Образ быка характерен именно для иранской культуры. А вот на ручке видны «летящие» олени с длинными завитыми рогами, что указывает на сарматские племена.
Меч церемониальный: железо, золото, серебро; ковка, литьё, тауширование, резьба, гравировка.
Меч церемониальный: железо, золото, серебро; ковка, литьё, тауширование, резьба, гравировка.
Ещё несколько экспонатов с выставки. Накладки в виде фигур лежащих архаров: золото; вырубка, выколотка, литьё, пайка.
Ещё несколько экспонатов с выставки. Накладки в виде фигур лежащих архаров: золото; вырубка, выколотка, литьё, пайка.
Нашивки-розетты: золото; штамповка, пайка.
Нашивки-розетты: золото; штамповка, пайка.
Нашивки: золото; штамповка, пайка.
Нашивки: золото; штамповка, пайка.
Колчанный крюк: серебро; литьё.
Колчанный крюк: серебро; литьё.
Сверху вниз: 1. Фигурка всадника на лошади: кость; резьба. 2. Накладка с изображением всадника на лошади: бронза; литьё. 3. Оковка венчика сосуда с изображением всадника на лошади: золото; вырубка, гравировка.
Сверху вниз: 1. Фигурка всадника на лошади: кость; резьба. 2. Накладка с изображением всадника на лошади: бронза; литьё. 3. Оковка венчика сосуда с изображением всадника на лошади: золото; вырубка, гравировка.
Ручка в виде фигурки медведя на накладке с линейным орнаментом: золото; литьё, резьба, пайка, гравировка, обтяжка.
Ручка в виде фигурки медведя на накладке с линейным орнаментом: золото; литьё, резьба, пайка, гравировка, обтяжка.
Сосуд с ручкой в виде фигуры медведя и оковкой с фигурами двух оленей: золото, латунь, дерево (восстановлено).
Сосуд с ручкой в виде фигуры медведя и оковкой с фигурами двух оленей: золото, латунь, дерево (восстановлено).
Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами: золото, серебро, дерево; выколотка, вырубка.
Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами: золото, серебро, дерево; выколотка, вырубка.
Посуда - одна из самых распространённых находок в захоронениях ранних кочевников. Чайник (котелок?): бронза; литьё.
Посуда - одна из самых распространённых находок в захоронениях ранних кочевников. Чайник (котелок?): бронза; литьё.
Светильник в виде лежащего быка зебу: бронза; литьё, гравировка, полировка.
Светильник в виде лежащего быка зебу: бронза; литьё, гравировка, полировка.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому